технологии решения проблем

консультации, коучинг, ПОМОЩЬ

сторителлинг

ДОРОШЕНКО Р.В. коуч, к.м.н., доцент

Сторителлинг (рассказывание историй) весьма распространенный и эффективный метод воздействия и один из моих любимых.

Истории и метафоры увлекают, исцеляют и преобразуют личность человека гораздо лучше, чем приказы, логические доводы и философские рассуждения. В чем же секрет такой эффективности?

Что бы частично ответить на этот вопрос, вероятно стоит погрузиться в историю человечества. Всегда во все времена, от поколения к поколению была необходимость передачи знаний и опыта, этических и моральных установок, принятых в том или ином обществе. И эта задача стояла не только до изобретения storytellingписьменности, но и в последующие годы. Ведь ребенку нужно было привить определенные качества, прежде чем он учился читать и писать. Вся эта важная информация передавалась через сказки, истории, былины. Даже в наше время, наблюдая общающихся людей, можно отметить, что все, от мала до велика обожают слушать интересные истории. Очевидно этот интерес передался от наших предков и уже «вшит» в нашу психику.

В чем прелесть историй? Дело в том, что история или метафора может воздействовать не только на сознание, но и на подсознание, которое отвечает за наши реакции, поведение и так далее. В хорошо созданной истории есть как бы две составляющих: словестная оболочка (предназначенная для сознания) и смысловое ядро (которое беспрепятственно проникает в подсознание человека). Вот это ядро и оказывает нужное действие, запуская определенные процессы в психике, в теле и в окружении человека. Пример можно посмотреть здесь. Еще один плюс таких историй. Они переживают даже своих создателей, не теряя при этом свой смысл. Ведь слова, из которых состоит история может меняться, но само ядро очень устойчиво. Именно поэтому сказки, легенды пережили тысячелетия, не теряя свой главный смысл. Есть истории которые должны оказывать определенное действие. То есть трактоваться однозначно. Их используют для вызывания какого либо определенного изменения у человека. Если обычное прямое указание может вызвать определенное сопротивление, то история с ее смысловым ядром, содержащее внушение, входит в бессознательное не встречая при этом препятствия. Есть и истории, с очень широкой рамкой, называемые многозначными. Их обычно используют для общего воздействия или же для storytelling copyдиагностики имеющихся запросов клиента и его состояния. Эти истории могут трактоваться по разному. Каждый слушатель находит в них какой – то особый, доступный и откликающийся только этому слушателю смысл. В сторителлинге часто используются метафоры. МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Почему история или метафора вызывает такие глубокие изменения? Вероятнее всего метафоры и сказки активируют некие архетипические образы в психике человека. На это указывали еще ученые, Карл Густав Юнг и Джозеф Кэмпбелл. Имя Юнга и его достижения известны всем. Имя же специалиста по мифологии и сравнительному религоведению Джозефа Кэмпбелла менее известно. Однако его вклад в науку сложно переоценить. Кэмпбелл, изучив сказки и легенды народов мира, обнаружил их поразительное сходство. Он проследил фундаментальное единство духовной истории человечества в виде повсеместно распространённых мифологических сюжетов таких, как похищение огня, потоп, земля мёртвых, непорочное зачатие, воскресающий герой. Он предположил, что в сказках описана как бы карта развития человеческой жизни. Проживая эту карту вместе с героем сказки, человек может изменить и свою карту восприятия, оказав тем самым воздействие и на свою реальность. Основываясь на исследованиях Кэмпбелла и Юнга была создана основа для тренинга «Путешествие Героя», который в той либо иной интерпретации используется занятия по сторителлингу Дорошенко и Длужневскиймногими специалистами по трансформации личности. Я использую в работе с клиентами свою разновидность данного тренинга, получивший название «Путешествие Героя через архетипы Таро», где клиент проживает Путешествие через образы и архетипы, зашифрованные в старинных Таро. При этом клиент, исследуя свои возможности на пути к поставленной цели, свое отношения и реакции к определенным событиям в своей жизни, получает нужные для их трансформации инструменты.

Существует много разновидностей историй и метафор: преодоления, сравнения, противопоставления, роста и развития, преображения и так далее. Если проанализировать тексты заговоров или исцеляющих молитв, то мы увидим знакомые каждому специалисту конструкции. Зная принцип действия и строения правильной метафоры или истории, мы можем буквально на ходу составлять нужные для себя и для людей, которым хотим помочь, истории и заговоры. Причем специалист может сделать это так, что эта история или заговор будет действовать только на определенного человека. Очевидно не зря мудрецы древности, шаманы, волхвы, целители виртуозно владели этим замечательным инструментом. Есть особые секреты рассказывания этих историй. Например, многоуровневые истории, которые содержат несколько связанных особым образом повествования. Причем, какая то часть у слушателя потом забывается, но именно она и вызывает нужное воздействие. Подобный прием, получивший название «спираль эриксона», с большим эффектом используется в эриксоновском гипнозе и был перенят трансформационным коучингом и НЛП. Особо эффективен сторителлинг в работе с детьми, подростками, пожилими людьми и клиентами с выраженным сопротивлением.

 

см. так же: эриксоновский гипноз, трансформационный коучинг, истории и сказки