технологии решения проблем

психология, коучинг, помощь

Метод 5 слов. Инструмент исследования и самоисследования

ДОРОШЕНКО Р.В. кандидат медицинских наук, доцент, коуч

Порой, особенно на тренингах, после N-ого дня работы сложно придумать новый запрос. Ведь иногда кажется, что все проработано и закрыто.

ассоциацииОпять же, бывают случаи, когда клиент приходит в назначенное время, но без запроса. Отпустить его с миром? Или работать с выдуманным и вымученным запросом? Сомневаюсь тогда в продуктивности работы с таким «запросом». А может возникнуть ситуация, когда в процессе работы с клиентом или с собой в процессе самокоучинга вы упираетесь в какую-то слепую, но судя по всему, очень важную зону. Нужно бы ее проработать, но что-то не идет. И на вопрос, "что делать", всплывает ужасный ответ для начинающего коуча: «не знаю». Так что же делать? Есть одна метода, которую я придумал, когда обучался коучингу. Хотя не исключаю, что она уже кем то и ранее выдумана. Впрочем, это не важно. А важно то, что метода проста, не требует предварительной подготовки, сбоев не давала. Отзывы от коучей, которые ее опробовали, положительные. Итак,

1 этап. Просим клиента назвать любые 5 слов. Опять же ЛЮБЫЕ. Из любой области, первые пришедшие в голову.

Просим рассказать о них. Почему он их назвал именно их? Как они связаны друг с другом, в чем различаются, какие ощущения вызывают и т. д.?

2 этап. Просим взглянуть на список и выбрать 3 слова, которые наиболее интересны для клиента (как вариант, вызывают больше эмоций, кажутся наиболее важными). Потом задаем вопрос, как вы объясняете выбор этих слов? Чем они связаны? В чем их различие? Какие чувства (эмоции , ассоциации ) они вызывают? Ждем ответа.

3 этап. Простим отобрать 2 слова , которые являются наиболее интересными или представляются важными клиенту. Опять же, просим объяснить их выбор и описать, где находится «сфера интереса этих слов» (относятся они к внутреннему миру или к внешнему миру человека). На этом этапе клиент уже начинает формировать запрос.

4 этап. Просим из пары слов отобрать самое важное и дать его описание. Далее идет раскрутка и уточнение запроса. Все! Как правило, к 4му этапу клиент уже сидит с сформированным запросом.

Кстати, данный метод хорошо работает и в процессе самокоучинга. Более того. Подобным методом очень хорошо работать в формате трансформационного коучинга, когда можно после формулировки и определения поля проблемы исследовать его. Например, в вопросе финансов. Тогда можно сформулировать 5 слов, ассоциирующихся со словом деньги или финансы. Затем можно пойти указанным выше путем. В итоге, получаем ключевое слово, от которого можно «плясать» в дальнейшем.

Конечно, ничто не мешает "поиграться" с данной методой, предложив не 5, а большее количество слов. Главное, сам принцип, основанный на ассоциативном методе. Очень важно, отпустить рациональное мышление, и даже попытку оценить насколько рационально или нерационально мы действуем здесь. Хотя, даже если клиент и называет слова, которые берет из окружающей обстановки, то ведь не просто же так его сознание их выхватило из мира. Значит есть смысл в дальнейшей работе, исследовав процесс этого выбора.

назад, к списку статей