технологии решения проблем

психология, коучинг, помощь

недирективный гипноз для родителей

 ДОРОШЕНКО Р.В., PhD, Associate Professor, Professional Coach (ICU, ICTA).

Можно ли использовать гипноз для того, что бы успокоить ребенка? Сложно ли это сделать? Может ли это работать с детьми? Такие вопросы часто задают мне мои клиенты, испытав на себе волшебную силу преобразующих и исцеляющих трансовых состояний.


   Любой человек, попробовав на себе гипноз, научившись простым и эффективным приемам работы со своей бессознательной частью, пытается найти ответ на подобный вопрос. Рано или поздно, но он приходит к выводу, что это можно и порой даже нужно. Особенно, если у ребенка имеется какая то уникальная поведенческая черта или хроническое заболевание. И главное, что это совсем не сложно. Более того, дети очень податливы методам недирективного гипноза и легко прощают ошибки, которые неизбежно делают все начинающие практики гипноза. Да и любой хороший родитель так или иначе использует эти методы: поглаживания вместе с ласковым и успокаивающим словом, колыбельные, сказки. Они уже сами по себе дают потрясающий, проверенный наверное всем временем существования человечества, эффект. Представить даже сложно, какую пользу могут принести их сознательное использование, совместно с некоторыми простыми приемами недирективного гипноза!
  С чего можно начать? Самое простое, это попробовать методы диссоциации и замешательства в совокупности с рычажным наведением. Специалисты знают, что это такое. Другие могут задуматься. Сложно? Расслабьтесь, сейчас поясню. Можно конечно просто научиться этому с тренером, посвятив этому несколько часов. Опытный специалист может научить родителей этим эффективным методам даже дистанционно, по скайпу. И это удивительно, но это даже проще чем вы думаете. И поэтому я уже сейчас кое-что расскажу. Итак,

диссоциация это когда мы как бы обращаемся не к целому человеку, а к какой то его отдельной части (к руке, ноге, к его глазам и т. д. ). Человеку свойственно как бы собирать себя в нечто целое и когда он поступает наоборот, осознавая какую то отдельную часть, как нечто самостоятельное, то одно только это уже вызывает состояние транса.

Метод замешательства основан на внесение хаоса в шаблонное поведение или действие. Например, чего ждет ребенок, когда его укладывают в постель? Что его будут обязательно сейчас уговаривать успокоиться и заснуть. Разорвите этот шаблон и вы получите трансовое замешательство.

Рычажное наведение. Вспомним рычаг. Нажимаем на одно его плечо, оно идет вниз, а в это время другое плечо рычага поднимается. Или наоборот. В гипнозе мы говорим человеку, что по мере того, как будет совершаться какое то движение, будет происходить изменение его какого то состояния, которое человек может отмечать. Все просто! Главное, спокойные уверенные действия и никакой директивности! Мы играем в интересную и веселую игру! Конечно, этим приемам нужно учиться. Нужно приобретать соответствующие умения, переводить их в навык. Быстро и на ходу менять используемые приемы, порой на совершенно противоположные. Но при желании, еще раз повторюсь, этому можно научиться.

Ниже привожу несколько сокращенный пример, как я обычно это делаю с детьми. Набранные капслоком слова означают то, что в речи я их выделяю интонацией.

  Привет! Я знаю, что мама хочет, что бы ты заснул. Правда? (дожидаюсь положительного ответа). Только знаешь, что я тебе скажу, тебе не НАДО СПАТЬ! Более того, ты можешь вообще не СПАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС. Да, да! (Аккуратно поднимаю руку ребенка вверх). Ух ты! Вот смотри, твоя рука уже поднята. Ого, посмотри-ка! Только ПОСТАРАЙСЯ не ЗАСНУТЬ. Интересно, ты ее сам держишь или она держится так сама? (ребенок веселиться, включается в игру. Тут же я утилизирую его веселье). Конечно, это весело! Здорово, что ты можешь сейчас не СПАТЬ, и не надо, даже больше… и я тебя даже прошу, не СПАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС! А пусть СПОКОЙНО ЗАСЫПАЕТ твоя рука! Пока ты можешь делать все что хочешь или вообще не делать ничего, а твоя рука уже пусть будет такой неподвижной, как будто она ЗАСЫПАЕТ (Ребенок продолжает веселиться и двигаться, между тем, держа руку поднятой , неподвижной и заинтересованно смотря на нее. Опять же я продолжаю далее использовать все, что делает ребенок для углубления транса). И ты можешь крутиться, веселиться, делать что хочешь или даже не делать ничего, а просто лежать. И это помогает твоей ручке засыпать. И хорошо, пусть она СПИТ. ОСТАВЬ ее СПЯЩЕЙ. И знаешь, что интересно? У этой руки ЗАСЫПАЮТ глазки. Они уже САМИ закрываются. ГЛАЗКИ ХОТЯТ ЗАКРЫТЬСЯ и сладко ЗАСНУТЬ. И когда твоя ручка захочет СПАТЬ, пусть она САМА начинает ложится в кроватку, что бы ЗАСНУТЬ. И пусть она ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ. А тебе не ХОЧЕТСЯ СПАТЬ. И когда она будет ЗАСЫПАТЬ, она будет ЛОЖИТЬСЯ НА КРОВАТКУ. И когда она будет СПОКОЙНО ЛОЖИТЬСЯ В КРОВАТКУ, что бы ЗАКРЫТЬ ГЛАЗКИ и ЗАСНУТЬ, глазки будут ЗАКРЫВАТЬСЯ САМИ ПО СЕБЕ, и когда ручка СПОКОЙНО будет ЛЕЖАТЬ в кроватке, как ЛЕЖИШЬ В КРОВАТКЕ И ТЫ, ручка сама по себе ЗАСНЕТ, закрыв свои глазки. И ЗАСНЕТ. Интересно, что чувствует ручка, когда она ХОЧЕТ СПАТЬ? Через сколько она ЗАСНЕТ? Может быть и ты захочешь потом, КОГДА ЗАХОЧЕШЬ, глядя на эту ручку СПАТЬ. Продолжая в том же духе, я дождался, когда рука ляжет на кровать. Через три минуты, мы наблюдали крепкий, здоровый детский сон.

  Кстати, недавно с Elena Novokshonova мы провели интересную онлайн работу, когда я ей по скайпу давал инструкции, а она их использовала со своей племянницей. Несмотря, на такое своеобразное опосредованное воздействие, мы получили быстрый и хороший результат. Правда тут присутствовал существенный фактор того, что Елена сама является опытнейшим профессиональным преподавателем и коуч тренером и у нее хороший опыт трансовых состояний. Но тем не менее.
Конечно, это только пример того, как можно работать с ребенком. И прекрасно то, что родители, овладев таким подходом, получают замечательный, эффективный и безопасный многоцелевой инструмент. Простым и действенным приемам вызывания транса и работы с ним можно обучить родителей индивидуально, при личной встрече, на соответсвующих курсах или даже (как я это часто практикую), посредством скайп консультации.
  Подобные методы можно использовать и при лечении (конечно, под присмотром и после консультации специалиста) некоторых состояний и заболеваний. При этом можно снизить лекарственную нагрузку, преодолеть некоторые побочные эффекты лечения, значительно повысить шансы на излечение. Родители при этом становятся не наблюдателями, а активными участниками процесса понимая и принимая ответственность за лечение, назначенное врачом.

 

см. так же: эриксоновский гипноз