Дорошенко Р.В. кандидат мед. наук, доцент. Опубликовано в сборнике материалов 2ой научно-практической конференции "Психология, шаг в науку". Брест, ноябрь 2015, стр. 47-50
Профессиональное выгорание, это долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности и рассматривается в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа. Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Труд врача подразумевает высокую степень ответственности, требует наличия высокой стрессоустойчивости, так как эта деятельность предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому врачи находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные данному синдрому [3].
Известный австрийский психотерапевт, профессор Альфрид Лэнгле в своей лекции в МПСИ 27 ноября 2014 года, опубликованной на портале thesis.ru, привел следующие данные и комментарии. Исследование, проведенное в Австрии, во время которого были протестированы 271 врач, показало следующие результаты. Обнаружилось, что у тех врачей, которые вели наполненную смыслом жизнь и не страдали от экзистенциального вакуума, почти не возникало выгорания, даже если они работали в течение многих часов. Те же врачи, у которых обнаруживался относительно высокий уровень экзистенциального вакуума в своей работе, демонстрировали высокие показатели выгорания, даже если они работали меньшее количество часов. Поэтому очень важным в процессе индивидуальной и групповой работы исследовать вопросы связанные пониманием смысла своей деятельности. Синдром выгорания ставит нас перед вопросом: действительно ли я переживаю смысл в том, что делаю? Смысл зависит от того, ощущаем мы персональную ценность в том, что мы делаем, или нет. Если мы следуем за кажущимся смыслом: карьерой, социальным признанием, любовью окружающих, тогда это ложный или кажущийся смысл. Он стоит нам больших сил и вызывает стресс. Тогда мы переживаем опустошение — даже тогда, когда расслабляемся [1].
Существуют ли простые и доступные консультанту инструменты для вывода клиента на уровень, где он осознает смысл своей деятельности и, исходя из его понимания, может пересмотреть свое окружение и отношение к нему, увидеть возможные пути преодоления экзистенциального кризиса? Да. В качестве одного из возможных таких инструментов может выступить использование модели нейрологических уровней Роберта Дилтса. Эта модель является адаптацией теории Грегори Бейтсона об иерархии логических типов [4]. Эти уровни формируют наше отношение к миру и взаимодействие с ним. Вот эти уровни (от нижележащих к вышележащим): 1) окружения, 2) действия, 3) умения и навыки, 4) ценности и убеждения, 5) идентификации, 6) миссии. Факторы окружения формируют контекст и ограничения, в которых действуют люди (люди, обстановка, местонахождение и так далее). На следующем уровне исследуется поведение, что делает человек в данном окружении. Каковы его конкретные паттерны деятельности или коммуникации? Выше лежит уровень стратегий, навыков и способностей с помощью которых личность выбирает те либо иные действия и управляют ими в данном контексте. Эти уровни процесса формируются ценностями и убеждениями, обеспечивающими мотивацию и руководство, лежащее в основе жизненных стратегий. Ценности и убеждения создают ощущение идентичности личности. Процессы уровня идентичности вовлекают наше ощущение роли и миссии по отношению к видению и более обширным системам, частью которых мы являемся. Обычно миссию определяют в терминах «сервиса», который оказывают люди в определенной роли по отношению к другим людям в рамках более обширной системы [2].
При этом очень важно понимать, что изменения на вышележащих уровнях неизбежно приведут к изменениям на нижележащих. То есть, помогая клиенту вызвать устойчивое изменение своего отношения к себе, своей системы ценностей, можно вызвать неизбежное изменение его поведения и соответственно окружения, отношения к существующим жизненным контекстам.
Прорабатывая эти уровни в процессе консультирования, клиенту предоставляется возможность, под руководством консультанта, описать свое окружение, элементы среды, где он живет и работает, проанализировать взаимодействие между этими элементами. Затем предлагается определить знания, умения, навыки, которые он при этом проявляет. Анализируя следующий уровень, клиент получает возможность выяснить, что заставляет его действовать в системе тем либо иным образом. Консультант получает представление о системе ценностей клиента. В дальнейшей работе, поднимаясь над системой, создавшей проблемную ситуацию, клиент получает возможность описать свою роль в этой системе. Здесь очень важно понять, с кем он себя идентифицирует, кем он себя ощущает. Порой здесь может родиться некоторый метафорический образ, который может дать богатые возможности для дальнейшей работы, используя, например, трансовые техники из эриксоновского и неоэриксоновского гипноза. Затем, на более высоком уровне, можно выяснить роль, которую по ощущениям клиента, он выполняет по отношению к другим людям и к миру («миссия» по Р. Дилтс-у). На следующем этапе работы, идя от уровня миссии, последовательно по уровням вниз, клиенту предлагается отыскать нечто новое на каждом уровне, то, что на его взгляд может привести к позитивным изменениям на нижележащих. При этом в процессе работы следует использовать вопросы открытого типа, проявлять навыки активного слушания, утилизировать сопротивление. Следует отметить, что далеко не все клиенты могут с первого раза дойти на высший уровень, уровня миссии. И к этому нужно быть готовым.
Особое внимание следует уделять уровням, лежащим выше уровня, на котором проблема была заявлена. Как правило, именно на вышележащих уровнях находится решение клиентского запроса.
На основании наблюдений, в ходе проведенных консультаций, можно сказать, что использование вышеуказанного подхода приводит к осознанию клиентом объективной картины мира, своей роли в нем, осознание смысла своей деятельности, возможных путей изменения, принятию ответственности за свои действия по улучшению качества своей жизни.
Список литературы
Designed by SPRENDIMU METAS.