технологии решения проблем

психология, коучинг, помощь

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

 ДОРОШЕНКО Р.В., Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Беларусь

Опубликовано: Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психолого-педагогических, естественнонаучных и экономических исследований: материалы междунар. науч.-практ. конф., Новозыбков, 15-16 октября 2015 г.: в 2 ч, / Брянский гос. ун-т ; редкол.: В.В. Мищенко [и др.]. – Брянск, 2015. – Ч. 2. – С. 197–201.

В статье приведены общие вопросы профессионального выгорания врачей стационарного и поликлинического звена. Рассмотрены общие причины профессионального выгорания с учетом особенностей труда медицинских работников, симптоматика, основные направления профилактики.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, медицина, профилактика профессионального выгорания у врачей.

  Профессиональное выгорание, это долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности и рассматривается в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа. Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

  выгоревшийТруд врача подразумевает высокую степень ответственности, требует наличия высокой стрессоустойчивости, так как эта деятельность предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому врачи находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные данному синдрому. Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности всегда являлась и является актуальной для любой организации, в том числе и для медицинских учреждений, что определяет высокую степень актуальности проблемы своевременной профилактики профессионального выгорания у медицинских работников.

  В разных странах мира медицина находится в окружении множества культур и национальных традиций, но общим для всех врачей является роль целителя, уходящая корнями во времена Гиппократа. И действительно, врачи в современном мире должны бороться со сложными политическими, правовыми и рыночными структурами. Кроме того, существуют разные системы медицинского обслуживания и разные виды медицинской практики, посредством которых любые общие принципы могут выражаться как в сложном, так и простом виде [2]. В процессе нахождения в этом окружении и взаимодействия с его элементами, возникает ряд проблем, которые способствуют возникновению хронического стресса.

  По данным американских исследователей, в 2004 году сообщалось, что частота суицидов у врачей-мужчин в 1.4 раза выше, чем у других мужчин, а у женщин в 2.3 раза выше. Проблемы начинаются в медицинском ВУЗе, где от студента одновременно ожидают самостоятельности и требуют повышенной ответственности. Эти факторы в совокупности со страхом показать собственную ранимость были названы основными причинами душевных страданий. По оценке Liselotte из Mayo Clinic, которая опросила более 2500 студентов мед.вузов, около 25% процентов страдают от депрессии, более 50% испытывают симптомы «профессионального выгорания», а 10% признаются в мыслях о суициде [3]. И хотя многие медицинские вузы предлагают свои программы психологической помощи, студенты признаются в страхе, что обращение за психологической помощью окажет негативное влияние на их дальнейшую карьеру [5]. Результаты другого исследования в Mayo с участием 7905 хирургов показали, что каждый 16-ый врач (501) имел мысли о самоубийстве, из которых более половины (301) были настроены против того, чтобы обращаться за помощью к психологу. Исследователи подчеркивают, что мы пока мало знаем о влиянии на врачей профессионального выгорания в отличие от влияния доступности и умения обращаться с опасными препаратами [6]. Все это говорит о серьезности проблемы, перед которой стоит лицом к лицу наша медицина и общество, а так же о необходимости углубленного исследования данного вопроса в странах СНГ.

  Особенности проблемы профессионального выгорания определяются особыми условиями той среды, где приходится работать врачу. Взаимодействия в этой среде проходят по линиям: врач – пациент, врач – коллеги, врач – руководитель. Каждая коммуникационная линия имеет характерные особенности, большинство которых являются личностно обусловленными. Кроме того врачу приходится работать в определенном этико – правовом поле. Последнее является достаточно важным фактором в формировании стрессогенной среды. В процессе работы медперсоналу приходится сталкиваться с негативным отношением со стороны пациентов и их родственников, с их завышенными ожиданиями, жалобами на действия врача. При этом врач, несмотря на всплеск негативных эмоций своих пациентов, обязан соблюдать требования медицинской и общечеловеческой этики, действуя в рамках закона, сдерживая проявления своих эмоций. Порой врачу приходится чувствовать свое бессилие перед рядом заболеваний либо ввиду их характера или ввиду недостаточного материально - технического обеспечения. В последнее время добавился еще один фактор. Если ранее врач был волен в выборе методов лечения и диагностики, то теперь его действия ограничены многочисленными руководствами, рекомендациями и протоколами диагностики и лечения. Сюда же добавляется и необходимость соблюдения строгого дресс-кода. Данный факт, когда личность ограничена в своих действиях, и вынуждена действовать в определенных рамках, в условиях постоянного контроля, является мощным стрессором [1]. В ряде случаев, особенно на старте карьеры, наблюдается эмоциональная вовлеченность в горе пациентов, приводящая к эмоциональной перегрузке. Определенную роль в формировании стресса играет и некоторая дегуманизация и деперсонализация врачебной деятельности. С одной стороны, врач, как было сказано выше, действует согласно жестко установленным протоколам лечебно – диагностических мероприятий, работает в среде с определенным дресс – кодом и ритуалами, а с другой стороны, тем, что современные аппаратные методы лечения и обследования как бы вытесняют фигуру врача. При этом врачу определяется роль своего рода диспетчера или оператора высокотехнологичных лечебно – диагностических систем и схем.

Симптоматика профессионального выгорания.

  Первый этап выглядит совершенно безобидно: это действительно еще не совсем выгорание. Это та стадия, когда нужно быть внимательным. Именно тогда человеком движет идеализм, какие-то идеи, некая восторженность. Но требования, которые он постоянно предъявляет по отношению к себе, чрезмерны. Он слишком много требует от себя в течение недель и месяцев.

  Второй этап — это истощение: физическое, эмоциональное, телесная слабость.

  На третьей стадии обычно начинают действовать первые защитные реакции. Что делает человек, если требования постоянно чрезмерны? Он уходит из коммуникативных отношений, происходит дегуманизация. Это реакция противодействия в качестве защиты, для того чтобы истощение не становилось сильнее. Интуитивно человек чувствует, что ему нужен покой, и в меньшей степени поддерживает социальные отношения. Те отношения, которые должны проживаться, потому что без них нельзя обойтись, отягощаются отвержением, отталкиванием.

  То есть, в принципе, это правильная реакция. Но только та область, где эта реакция начинает действовать, не является подходящей для этого. Скорее, человеку нужно быть спокойнее относительно тех требований, которые ему предъявляются. Но именно это им не удается — уйти от запросов и претензий.

  Четвертый этап — это усиление того, что происходит на третьем этапе, терминальная стадия выгорания. Известный психолог Буриш называет это «синдром отвращения». Это понятие, которое означает, что человек больше в себе не несет никакой радости. В отношении всего возникает отвращение. Развивается чувство внутренней пустоты, экзистенциальный кризис. Возможно появление мыслей о суициде.

Профилактика профессионального выгорания.

  Профилактика профессионального выгорания складывается из понимания процессов, ведущих к нему. В общем и целом различают три причинных области. Это индивидуально-психологическая область, когда у человека возникает сильное желание отдаться этому стрессу. Вторая область — социально-психологическая, или общественная — это давление извне: различные модные течения, какие-то общественные нормы, требования на работе, дух времени. И если человек не вписывается в эти течения, тогда возникает ощущение несоответствия социуму, в котором живет человек. Третья причина, связана с организацией систем. Если система предоставляет отдельному человеку слишком мало свободы, слишком мало ответственности, если происходит мобинг (травля), тогда люди подвергаются очень большому стрессу. И тогда, конечно, необходима реструктуризация системы. Необходимо реструктурировать организационные процессы, вводить коучинг.

  Что касается первых двух групп причин, лежащих в индивидуально психологической области и в области социально – психологической, то здесь будет высокоэффективна работа психолога и психотерапевта. Это и индивидуальное консультирование с последующим сопровождением специалистов и организация групповых тренингов, направленных на выработку умения распознавать признаки профессионального выгорания, вести эффективную коммуникацию, особенно в ситуации повышенной стрессовой нагрузки, бороться с проявлениями стресса. Однако следует учесть, что даже зарубежом, врачи избегают общения с психологом или психотерапевтом, полагая, что это скажется на их имидже [5]. Кроме того, необходимость тренингов в условиях избыточной загрузки специалистов и их скользящего графика, не всегда встречает понимание со стороны администрации медицинских учреждений.

  Известный австрийский психотерапевт, профессор Альфрид Лэнгле в своей лекции в МПСИ 27 ноября 2014 года, опубликованной на портале thesis.ru, привел следующие данные и комментарии [4]. Исследование, проведенное в Австрии, во время которого были протестированы 271 врач, показало следующие результаты. Обнаружилось, что у тех врачей, которые вели наполненную смыслом жизнь и не страдали от экзистенциального вакуума, почти не возникало выгорания, даже если они работали в течение многих часов. Те же врачи, у которых обнаруживался относительно высокий уровень экзистенциального вакуума в своей работе, демонстрировали высокие показатели выгорания, даже если они работали меньшее количество часов. Поэтому очень важным в процессе индивидуальной и групповой работы исследовать вопросы связанные пониманием смысла своей деятельности. Синдром выгорания ставит нас перед вопросом: действительно ли я переживаю смысл в том, что делаю? Смысл зависит от того, ощущаем мы персональную ценность в том, что мы делаем, или нет. Если мы следуем за кажущимся смыслом: карьерой, социальным признанием, любовью окружающих, тогда это ложный или кажущийся смысл. Он стоит нам больших сил и вызывает стресс. И как следствие у нас возникает дефицит исполненности. Тогда мы переживаем опустошение — даже тогда, когда расслабляемся. На другом полюсе находится такой способ жизни, где мы переживаем исполненность — даже если устаем. Исполненность, несмотря на усталость, не приводит к выгоранию.

см. так же: коучинг, помощь при профессиональном выгорании у врачей, коучинг как профилактика профвыгорания

Литература:

  1. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс. – Минск.: Попурри, 2009. – 848 с.
  2. Шевцова, Ю.В. К вопросу о конфликтах между врачами и пациентами и психологической готовности врачей к работе/ Ю.В. Шевцова, А.В. Емелина, Е.А. Захарова // Медицинский альманах. – 2011. – №5. – С. – 36-39.
  3. Devi, S. Doctors in distress / S. Devi // The Lancet – 2011. – № 9764. – P. 454–455.
  4. http://thezis.ru/emotsionalnoe-vyigoranie-chto-delat-i-kto-vinovat.html
  5. Liselotte, N. Relationship Between Burnout and Professional Conduct and Attitudes Among US Medical Students / N. Liselotte // JAMA – 2010. – №11. – P. – 1173-1180.
  6. Shanafelt, D. Suicidal Ideation Among American Surgeons / D. Shanafelt // Arch Surg. – 2011. – № 1. – P. – 54-62.
  7. Thomas, I. Depression, Stigma, and Suicidal Ideation in Medical Students / I. Thomas // JAMA – 2010. – №11. – P. – 1181-1190.